Об исследовании
В условиях военной спецоперации на Украине и последовавшей за этим беспрецедентной санкционной политики Запада в отношении России традиционные каналы взаимодействия прервались, российские структуры и организации, вовлеченные в международные коммуникации, испытали очень серьезные ограничения в своей работе, некоторые из них (Россотрудничество, Фонд Горчакова, Фонд «Русский мир», «Креативная дипломатия») попали в санкционные списки.

Сегодня перед Россией стоит задача переформатировать международные межрегиональные связи в контексте адаптации внешней политики страны к новым геополитическим реалиям. В этой связи на фоне общей дипломатической паузы в целях экономии ресурсов и повышения отдачи от их использования очень важно провести аудит регионального потенциала страны, осуществить инвентаризацию имеющихся ресурсов.
Генезис
исследования
Доклад представляет собой cтатистическое исследование, результаты которого проанализированы и представлены в рамках описания актуальных практик публичной дипломатии российских регионов в период 2017–2021 гг. и 2021–2022 гг.
Основные
Термины
Чрезвычайно важным фактором является то, что ни в одном концептуальном российском документе не содержится определения публичной дипломатии (как системы). В России публичная дипломатия чаще рассматривается как направление деятельности, где она начинает пересекаться с полем общественной дипломатии. Поэтому в докладе мы уделяем большое внимание разграничению основных понятий, относящихся именно к нашему исследованию.
Исследование построено на научном подходе, в основе которого лежит классическое понимание публичной дипломатии как системы институтов и механизмов, задействованных в выстраивании диалога с зарубежными обществами в политических целях.
цели
и задачи
Главная цель исследования — комплексная оценка российских регионов с точки зрения их роли и степени участия в развитии целостной системы публичной дипломатии России.
Проанализировать наличие в регионах элементов системы публичной дипломатии, степень их зрелости через оценку деятельности региональных акторов публичной дипломатии, присутствие в регионах активных НКО, исследовательских структур, общественных инициатив, вовлеченных в этот процесc;
Изучить ландшафт местных НКО, вовлеченных в международное культурно-гуманитарное сотрудничество;
Оценить участие региональных НКО в грантовой активности (через оценку результатов конкурсов Фонда президентских грантов, Фонда Горчакова и других грантооператоров);
Описать наиболее интересные кейсы и проекты, которые широко не известны, но могут представлять интерес для российской публичной дипломатии в целом.
Методология
исследования
Источники для сбора исследовательской базы:
Общедоступная информация с сайта Фонда президентских
грантов (описания проектов-победителей конкурсов в номинации «развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников»).
База данных Фонда Горчакова (информация о проектах, получивших грант Фонда Горчакова на реализацию проекта, организатором которых были НКО, зарегистрированные в субъектах РФ).
Материалы контент-анализа сайтов исполнительных органов власти регионов.
Ответы официальных структур, содержащие информационно-аналитические материалы о региональных практиках публичной дипломатии.
За 2017-2021 г.
43
Из 84 субъектов РФ предоставили информацию о практиках публичной дипломатии
Из 114 университетов ответили на запрос
20
1170
Общая база проектов, которые легли в основу исследования
(за 2017-2021 г.)
43
Из 84 субъектов РФ предоставили информацию о практиках публичной дипломатии
Из 114 университетов ответили на запрос
20
1170
Общая база проектов, которые легли в основу исследования
(за 2017-2021 г.)
Подход к гражданскому сектору
Переосмыслить свой подход к местному гражданскому сектору.

Это особенно важно для тех регионов, где гражданский сектор либо слабо развит, либо развивается, но без интереса к вопросам международной деятельности, оставаясь делом внутренней жизни региона, когда проекты НКО охватывают только социально-ориентированные направления, не предполагающие международного участия.

Стоит помнить, что проекты СО НКО могут трансформироваться в проекты общественной дипломатии как минимум, а при определенном ракурсе стать проектами публичной дипломатии с международным контекстом (см. концептуальная модель публичной дипломатии «Пропеллер»).

Но для этого им необходимы масштаб и поддержка как региональных властей, так и коллег из других регионов. Речь идет не только и не столько о финансовых вопросах, прежде всего эта помощь может быть реализована через методическую, организационную и информационную поддержку местных проектов.
Ресурсы в образовательные проекты
Вкладывать ресурсы в образовательный потенциал регионального гражданского общества, особенно того сегмента НКО, который задействован в проектах общественной и публичной дипломатии.

Речь идет об организации образовательных курсов, программ при поддержке московских партнеров для ознакомления местного сообщества НКО с передовыми практиками в сфере публичной дипломатии.

Если в регионе нет активистов, лидеров в сфере общественной дипломатии, местные власти должны способствовать тому, чтобы такие структуры и люди появлялись.
Реальное взаимодействие с некоммерческим сектором
Отойти от предвзятого отношения к некоммерческому сектору. Статус некоммерческой организации вовсе не является поводом для того, чтобы не вести диалога на важные темы. Зачастую в этой сфере работают люди с большим энергетическим и лидерским потенциалом, готовые к интенсивной мобильности, умеющие работать в горизонтальной системе координат.

Сотрудничество с ними можно направить на достижение обоюдовыгодных целей: чиновники могут использовать результаты общественной работы для выстраивания имиджа региона на федеральном уровне, научиться современным методам и практикам работы, в том числе для того, чтобы сделать регион более привлекательным для его жителей, а гражданские активисты — получить необходимую организационную, финансовую и информационную поддержку от региона.
Доверительное общение
с местными НКО
Наладить содержательную коммуникацию с местными структурами, реализующими проекты в сфере общественной и публичной дипломатии.

Если местные власти серьезно относятся к международным коммуникациям региона как к части своего имиджа, то для этого крайне важно понимать, что местные НКО — это инструмент для достижения поставленных целей, стоящих перед регионом, а не препятствие.
Флагманские
проекты
Уделить внимание формированию флагманских проектов региона, для того чтобы сконцентрировать свои усилия на 1-2 постоянных проектах, которые последовательно из года в год реализуются как эндемичные региональные проекты.

Такие проекты обеспечивают региональную уникальность в этой сфере на федеральном уровне. Вместе с тем не стоит забывать о развитии и других, новых проектов, но помнить правило Парето: 80% всех усилий дают лишь 20% результата.
Имидж
региона
Понимать, что у одного региона не может быть двух главных идей, двух имиджей. Всегда важен центральный образ, ядро, сущность, вокруг которой выстраивается экосистема активностей, которые не обязательно связаны исключительно с внешними контактами региона.

Это могут быть активности и «для внутреннего пользования», но система ценностей, система больших задач региона должна быть единой и для внутренней политики, и для международного сотрудничества.
основные Итоги
исследования
В ходе изучения практик публичной дипломатии регионов можно сформулировать четыре основных тезиса.
В регионах в целом отсутствует глубокий интерес к теме публичной дипломатии.
Наблюдается вакуум теоретических знаний: путаница понятий, различные интерпретации публичной дипломатии и принципов устройства данной системы.
Регионы увлечены проектами общественной дипломатии, проектами широкого гуманитарного характера без установочных целей информационного сопровождения внешней политики. В ряде регионов такая установка есть, но это скорее исключение, чем правило.
Фиксируется разноскоростное развитие российских регионов с точки зрения публичной дипломатии. Следует выделять активные регионы, регионы со спорадической активностью и «спящие» регионы.
Новости
организации
Материалы
Made on
Tilda